MERX мебель

  Главная     О фирме     Цены     Кресла     Дилерам     Статьи     Ссылки     Контакты  

мебель для персонала

  серия DINN
  серия СТУДИО
  серия РЕФЕРЕНТ

кабинеты руководителей

  кабинет АТТАШЕ
  кабинет АРГО
  кабинет ОЛИМП
  кабинет ФЛАГМАН
  кабинет СПЛАЙН
  кабинет МАСТЕР
  кабинет МОНОЛИТ
  кабинет ЛОГОС


 
 
Рынок мебели: офисные кресла и стулья

Мебельный рынок России стала частью мирового рынка офисных кресел и стульев – на нее приходится больше 4% продаж. Этот показатель довольно значителен, но рынок еще далек от своего окончательного формирования.

По оценкам специалистов, ежемесячно в мире в общей сложности продается примерно 6-8 млн. офисных кресел. Звание крупнейшего рынка принадлежит США, где продается около 1,5 млн. кресел в месяц. На втором месте находится Германия: объем продаж здесь колеблется на уровне 1,3 млн. При этом падения потребительского спроса участники мирового рынка не ожидают. Так на последней выставке офисной мебели Orgatec в Кельне офисные кресла заняли 70% площади выставки, что можно назвать рекордно высоким показателем, и оптимизма производителей в том числе.

На Западе цена стула может превышать стоимость рабочего стола в 3-4 раза. Рядовые операторские места часто комплектуются креслом стоимостью от 700 евро. Такая структура спроса отчасти связана с портретом среднего покупателя офисного кресла. Ему примерно 40-45 лет, он неплохо разбирается в параметрах и технических возможностях кресла, у него уже есть проблемы со здоровьем и финансовые средства, которые он хочет пустить на профилактику офисных болезней. Работодатели стоят на похожих позициях: они осознают, что болезни сотрудников гораздо дешевле предупреждать, нежели оплачивать. Почти половина офисных работников Германии обратились в 2003 г. за врачебной помощью с жалобами на боли в спине, по причине которых в течение года было потеряно 50 млн. рабочих часов.

Основными требованиями, которые предъявляются к современному рабочему креслу, являются экологичность используемых материалов и удобные в обращении персональные настройки. Именно эти критерии определяют стоимость кресла.

Самые передовые разработки в этой области – кресла, которые под воздействием веса и положения тела человека автоматически принимают форму, повторяющую шейные и поясничные изгибы спины своего хозяина. Особого внимания заслуживает разработка под названием Glide-tec. В этом случае кресло имитирует положение "сползающий человек": за счет выдвигающегося вперед сиденья и одновременного отклонения спинки достигается максимальный эффект расслабления. Все эти разработки – характерная особенность дорогих кресел, цена которых около $2 тыс. Но это не говорит о том, что кресла стоимостью от $120 до $500 ничем не смогут удивить. То, что они обладают ручной механической настройкой, совсем не означает их отсталости. В этих креслах тоже присутствует специальный, так называемый синхронный механизм, позволяющий разгрузить спину при различных углах наклона позвоночника.

Но даже самое дорогое кресло не принесет ощутимой пользы, если его владелец не умеет правильно сидеть. А секрет простой: руки должны опираться на подлокотники, а ноги касаться пола. Принять правильную позу помогают различные механизмы. Самые современные конструкции офисных кресел, кроме привычных уже регулировок по высоте и глубине сиденья и наклону спинки, предлагают и более тонкие настройки – к примеру, возможность регулировки угла наклона подголовника, поворота спинки и изменение угла наклона сиденья. Немаловажная деталь для всех кресел – это колеса. При покупке стоит поинтересоваться маркировкой колес: есть колеса, приспособленные для перемещения по ковровым покрытиям, а есть для твердого гладкого пола. Обратите внимание и на "тормоза", которыми снабжены некоторые модели. В нужный момент они помогут владельцу избежать травм.

Российскому рынку офисных кресел еще далеко до европейского: аналитики оценивают его ориентировочно в 230 тыс. кресел в месяц. С учетом сезонных колебаний продаж объем отечественного рынка составляет около $130 млн. в год (включая и простые офисные стулья без пневматических механизмов, которых в месяц продается более 400 тыс.). В число лидеров этого рынка входят крупные продавцы и производители офисной мебели, среди которых компании UTFC, "Бюрократ", "Тайпит", "Феликс", "Юнитекс" и другие. В целом, по оценкам участников и аналитиков, рост рынка продолжится и удержится на уровне 15%, прогнозируемом для всего рынка офисной мебели.

Российский рынок отличается от европейского не только по показателям объемов продаж. Структура спроса и ценовых категорий в нашей стране будет долго сохранять свою специфику. Отличия в первую очередь касаются подхода клиентов к выбору офисных кресел. Стул в понимании большинства российских покупателей остается позицией, на которой при обустройстве рабочего места можно и нужно экономить. Именно поэтому в наших офисах преобладают модели из нижнего ценового сегмента стоимостью от $15 до $150.

В России кресло всегда рассматривалось как второстепенное дополнение к корпусной мебели, в то время как на Западе, напротив, ему придавалось большее значение. В последнее время наши соотечественники стали понимать, насколько важна эргономичность кресла, ведь на нем сотрудник проводит большую часть рабочего дня.

В ассортиментном листе российских компаний кресла занимают главные позиции. Кресла посетителей присутствуют в ассортименте около 90% компаний-продавцов, а операторские кресла и кресла руководителей – практически во всех компаниях. При этом основные продажи приходятся на кресла для рабочих мест – по мнению специалистов, более 20% оборота приходится на продажу офисных кресел для персонала. Это своеобразный "расходный" материал, особенно для растущих компаний. Самый высокий спрос наблюдается в сегменте мебели для персонала, что совсем неудивительно: численность рядовых сотрудников в любой компании существенно больше количества руководителей среднего и высшего ранга. Если же говорить о ценовых сегментах, то по-прежнему большая часть продаж приходится на кресла эконом-класса.

Стулья и кресла, как и корпусную мебель, принято делить на сегменты – для руководителей и для персонала. Высокий статус руководителя призвано подчеркнуть более массивное, по сравнению с операторским, кресло, используемые в отделке кожа и деревянные элементы. Кресла для персонала обиваются тканью, подлокотники, как правило, выполнены из пластика. В отдельный сегмент выделяются кресла для конференц-залов. И уже в каждом сегменте можно выделить категории, которые условно разделяют на бизнес-класс и эконом-класс. Для кресел руководителей часто добавляется категория "эксклюзив" – это уникальные дизайнерские модели представительского класса, в большинстве случаев выполненные в коже и дереве и снабженные сложными дорогостоящими механизмами регулировки параметров кресла. Стоимость таких моделей может превышать $3 тыс.

В сегмент эконом-класса входят стулья стоимостью от $15 до $300. Самые дешевые модели ничем не отличаются от обычного стула, разве что строгими "офисными" цветами и аскетичным дизайном. Модели более дорогие снабжаются подлокотниками, крестовиной и газлифтом – механизмом, регулирующим высоту и глубину сиденья.

Следующий сегмент офисных кресел, middle- или бизнес-класс, предназначен уже для руководителей – менеджеров среднего звена управления. Ориентировочная стоимость этих моделей варьируется от $300 до $600. Как правило, они снабжаются 5-6 функциями (например, газлифтом и механизмом качания). Этим моделям даже доверяют "представлять" лицо офиса: ими часто оборудуют front-зоны офиса – приемные, переговорные зоны и клиентские залы. Дорогие кресла для руководителей высшего звена являются произведениями инженерного искусства: в них закладывается уйма опций и возможностей. Список опций часто называют "тридцать восемь степеней свободы", а сами кресла относят к категории Hi-End мебели.

Традиционно в нише эконом-класса лидируют офисные кресла отечественного и азиатского производства. При этом основными регионами производства такой продукции, а также товара среднего ценового диапазона являются Китай и Тайвань. Часть производства размещается также в Малайзии и Сингапуре. В этот список активно вклинивается и быстро развивающийся Вьетнам. Азиатские производители специализируются не только на производстве недорогих стульев, но и копируют высокотехнологичную продукцию. Подавляющее большинство китайских производств функционирует по так называемой модели OEM (Original Equipment Manufacturing). Особенности этой схемы в том, что производство работает, по сути, на единичных заказчиков из стран-потребителей Европы и США. Заказчик разрабатывает задание и представляет его в виде пакета документации и мастер-изделия, служащего образцом, после чего фабрика приступает к копированию. При дешевой рабочей силе и большой конкуренции на рынке труда себестоимость подобной скопированной продукции минимальна.

Несмотря на все эти достоинства азиатской мебели, отечественный производитель пока уверенно чувствует себя в нижнем и среднем ценовых сегментах. Ведь большинство наших компаний закупают оборудование, пресс-формы и комплектующие у ведущих европейских производителей и выпускают вполне конкурентоспособную продукцию. Однако качественная китайская мебель способна ощутимо потеснить европейцев и россиян. Вполне возможно, вскоре нам будет трудно конкурировать с китайцами в верхнем и особенно в среднем ценовом сегменте. В верхнем сегменте правила игры по-прежнему диктуют европейцы и японцы, а в нижнем в роли сдерживающего фактора выступает высокая доля накладных транспортных расходов, сопоставимая со стоимостью товара. Однако приближается присоединение России к ВТО, и этот фактор сдерживания фактически сведется к нулю.

Достойными соперниками российской и китайской мебели являются стулья, произведенные в странах Восточной Европы. Российские компании сегодня активно сотрудничают с соседями. Украина и Польша часто предлагают очень выгодные условия поставок, и выбор падает на них. Например, стулья на металлокаркасе, которые предлагают эти производители, отличаются оптимальным соотношением цены и качества, а также сочетают стильный внешний вид и неприхотливость в обслуживании.

Однако конкурентоспособность продукции российских производителей, как и польских и украинских, распространяется на сегмент недорогих кресел. В высшем сегменте кресел им сложно конкурировать с Италией и Германией, поэтому спрос на мебель, произведенную в этих странах, еще очень долго будет сохраняться на высоком уровне. А учитывая возросшую готовность клиентов приобретать мебель high-класса, возможно даже некоторое его увеличение. Для дорогих стульев на российском рынке открыта весьма вместительная ниша. Представительские кресла и стулья часто используются для оборудования конференц-залов и корпоративных учебных центров. Стульями высоких марок нередко оборудуют переговорные зоны и зоны для презентаций, а их использование возле круглого стола позволяет создать неформальную атмосферу, лишенную непременных офисных атрибутов.

Владимир СМИРНОВ